Водные каналы. Самый длинный канал в мире Самый длинный канал для морских кораблей

17 ноября 1869 года для судоходства был открыт Суэцкий канал. По этому поводу мы сегодня расскажем о нем и еще о четырех самых больших в мире судоходных каналах.

Идея строительства самого короткого водного пути, соединяющего Красное море со Средиземным, появилась еще в эпоху Среднего царства Египта, но построенный египетским фараоном Нехо Вторым канал просуществовал только до 776 года. В 1854 году Фердинанд Мари Лессепс, дипломат и делец французского происхождения, умело используя влияние Франции на правительство Египта и свои выгодные связи, добился у правителя страны концессии на льготную постройку Суэцкого канала. Возведение грандиозного сооружения, начавшееся весной 1859 года, заняло целое десятилетие и потребовало использование труда около полутора миллионов человек. Чернорабочими на проекте выступали египтяне, рекрутируемые на принудительной основе по 60 000 человек ежемесячно. Торжественное открытие Суэцкого канала состоялось с невероятным размахом 17 ноября 1869 года. За годы своего существования Суэцкий канал успел побывать под господством Франции, Англии, совместным контролем двух стран, а в 1956 году был национализирован правительством Египта. Сегодняшняя длина Суэцкого канала составляет чуть больше 162 километров, а глубина на фарватере – 22, 5 метра. Через Суэц разрешено проплывать всем судам, чьи страны не воюют с Египтом, кроме кораблей на атомных силовых установках.

Возведение самого известного шлюзового канала и основной туристической достопримечательности Панамы считается одним из самых грандиозных строительных проектов за всю историю человечества. Пробная попытка его постройки, предпринятая «отцом» Суэца, не удалась – препятствия, чинимые климатическими и географическими условиями, оказались непреодолимыми. В начале 20 века Соединенные Штаты Америки, заинтересованные в увеличении своего военного могущества за счет молниеносного передвижения военно-морских сил из одного океанского бассейна в другой, приобрели у Франции проект и заключили с правительством Панамы договор на предоставление пятикилометровой территории по обе стороны канала в бессрочное пользование. Джон Стивенс, главный инженер Панамского канала, учел ошибки французов, обеспечив дезинфекцию строительной площадки, и изменил проект, разработав канал с трехступенчатыми шлюзами с обеих сторон и участком водораздела, возвышающимся на 26 метров над океанами. Открытие Панамского канала состоялось 12 июня 1920 года, и до 1999 года он находился под контролем США, окруживших его бессчетным количеством военных баз. Сейчас – под контролем правительства Панамы. Длина канала составляет почти 82 километра, на прохождение которых требуется около 9 часов. Стоимость прохождения по каналу разнится в зависимости от класса и размеров судна и составляет от восьми сотен до полумиллиона долларов.

Cевероморско-Балтийский канал, в простонародье именуемый Кильским (по названию немецкого города Киль, мимо которого он проложен) считается одним из основных водных путей Германии. Его длина составляет почти 100 километров, а ширина - от 162 до 165 метров. Начало мегастройки было положено Вильгельмом Первым летом 1887 года. 82 миллиона кубометров земли, вырытой со стройки, непрестанный труд 9 тысяч рабочих – и в 1895 году канал принял первые суда. Свои сегодняшние размеры Кильский канал приобрел после усовершенствований, проведенных перед и после Первой мировой войны – вдоль него была создана дюжина расширений, предназначенных для одновременного прохода нескольких крупных судов. Шлюзовые камеры позволяют пропускать корабли, чей размер не превышает 235 метров в длину, а система канала способна стабилизировать колебания водных масс, возникающие в результате приливов реки Эльба или штормовых ветров Северного моря. На пересечение Кильского канала любому из примерно 250 кораблей, ежедневно проходящих по нему, требуется около 9 часов. Его использование помогает капитанам сэкономить около суток, избегая обхождения Ютландского полуострова.

Канал длиной 6,4 километра и шириной чуть больше 21 метра, соединяющий Коринфский залив и залив Сароникос в Эгейском море, считается одним из самых крупных безшлюзовых судоходных каналов, хотя сейчас практически бездействует. Канал, который мы сегодня видим, появился вследствие издания в 1869 году Закона « О прорытии Коринфского перешейка». Для создания Коринфского канала был выбран проект все того же Фердинанда де Лессепса, а линия трассы совпала с той, которую определили еще архитекторы древнего Рима, пытаясь соединить Пелопоннес с Грецией по приказу Нерона. В строительстве канала были задействованы две с половиной тысячи рабочих и самая современная на то время техника, было вырыто и вывезено более 930 тысяч кубометров земли и камня. Коринфский канал был торжественно открыт 7 августа 1893 года и функционировал до 1944 года, сыграв важную роль во Второй мировой войне. В 1948 году канал был восстановлен и снова стал функционировать, но сегодня из-за увеличения размера судов почти не используется. За год по Коринфскому каналу проходит всего около 15 тысяч судов, что делает его самым дорогостоящим каналом в мире в пересчете на километр длины.

Длиннейший в мире судоходный канал, достигающий 1794 км, протянулся от Пекина до Ханчжоу и может сравниться по грандиозности разве что с Великой китайской стеной. Строительство Великого канала, призванного обеспечить поставку продовольствия с севера Китая в столичные регионы, началось еще в 486 году до н.э., когда был прорыт первый 150-километровый участок, связавший Янцзы и Хуанхэ. Через тысячу лет возведение водного соединения продолжил император Янди, использовав несколько миллионов человек, чтобы соединить столицу Лоян с Кайфэном и Янчжоу. Современный вид Великий канал приобрел в 1949 году – после углубления и расширения его судоходный путь достиг тысячи километров. Сейчас он уже не является самой важной транспортной артерией страны, перевозя всего около 30 миллионов тонн грузов, однако стал очень важной туристической достопримечательностью Китая. Один из самых популярных туристических маршрутов страны, демонстрирующий старинные фермы и поля, крупные верфи и самобытные деревни, носит название «Путешествие по Великому каналу».

ВЕЛИКИЙ КАНАЛ (кит. – Юньхо или Юньхэ), канал в Китае длиной 1930 км, проходит по восточной части страны в общем направлении с севера на юг между городами Пекин и Ханчжоу. Этот старейший и самый длинный в мире канал пересекает четыре провинции (Хэбэй, Шаньдун, Цзянсу и Чжэцзян) и две великие реки – Хуанхэ и Янцзы. Когда строительство этого искусственного водовода было завершено (на что ушло около 2000 лет), он стал важной транспортной артерией между севером и югом Китая.

Великий канал строился на протяжении трех исторических периодов. Самый древний его участок, длиной 225 км, начал сооружаться на последнем этапе существования государства Чжоу, предположительно в 6 в. до н.э. Им соединили реку Янцзы с бассейном реки Хуайхэ. Соответствующий этому старому каналу участок современного Великого канала пролегает от города Циньцзян (в провинции Цзянсу) до реки Янцзы (в районе Янчжоу), проходя через ряд озер, входящих в бассейн реки Хуайхэ. Уровень воды в этом краю регулируется плотинами, и здесь по каналу могли ходить небольшие суда.

Давайте узнаем о нем подробнее …

Фото 2.

Кликабельно

Практически все реки Китая текут с запада на восток и впадают в Тихий океан. Поэтому уже в древности возникла система каналов, соединявших бассейны этих рек. Впоследствии отдельные участки были объединены и достроены. Так появился Великий Китайский канал , или, как его называют в Китае, Большой канал (大运河). Он соединяет Пекин и Ханчжоу . Его протяженность - 1774 км, и это самый длинный канал в мире. Свое начало он берет в уезде Тунсян под Пекином, проходит через города Пекин и Тяньцзин, четыре провинции - Хэбэй, Шаньдун, Цзянсу и Чжэцзян и заканчивается в городе Ханчжоу (провинция Чжэцзян). Также он соединяет пять рек: Хайхэ, Хуанхэ, Хуайхэ, Янцзы и Цяньтан.

Приблизительно через 1200 лет канал продлили на юг на расстояние около 400 км – до города Ханчжоу в провинции Чжэцзян. При прокладке этого участка, завершенной приблизительно к 610 н.э., потребовалось чистить и соединять некоторые уже существовавшие там короткие каналы и, кроме того, прокладывать фарватер по большому озеру Тайху.

К северу от Циньцзяна строительство большей части канала закончили при Хубилае (первом императоре монгольской династии Юань), полководцы которого завоевали Ханчжоу. Хубилай попытался наладить пути сообщения между своими южными владениями и столицей – Ханбалык (так монголы называли тогдашний Пекин). Продлевать канал на север начали, вероятно, в 1279 и повели его через озера. На этой трассе пришлось возводить плотины и строить шлюзы, так как было необходимо регулировать уровень воды, ибо он оказался неодинаковым в различных озерах. Северную часть Великого канала назвали Цза Хо – рекой шлюзов. Канал вошел в провинцию Шаньдун, где его довели до Дунпина; на участке между этим городом и Цзинином судоходство нередко затрудняется из-за недостаточного притока воды в русло канала. Приблизительно к 1300 н.э. трассу канала продлили до города Линьцзин, что на реке Вэйхэ, в северном Шаньдуне.

Фото 3.

В конце правления династии Юань Великий канал протянули еще дальше на север, в провинцию Хэбэй, где у города Тяньцзинь его воды смешались с водами реки Бэйюньхэ. Участок канала между реками Вэйхэ и Бэйюньхэ судоходен круглый год. Далее канал пошел по руслу реки Бэйюньхэ против ее течения и достиг населенного пункта Тунсянь, что в 24 км восточнее Пекина. Во времена империи Мин (1368–1644) канал существенно улучшили, и те его участки, которые пришли в негодность, вновь сделали судоходными.

С развитием железных дорог (в конце 19 и начале 20 в.) Великий канал утратил свое былое значение. На землях, по которым пролегала его трасса, не раз случались разрушительные наводнения, а в середине 19 в. река Хуанхэ поменяла русло и стала впадать не в Желтое море, а в залив Бохайвань на севере Шаньдуна. Жесточайший разлив реки Хуайхэ в 1931 и опустошительные военные действия в период с 1937 по 1949 довели Великий канал до состояния полнейшей разрухи. К 1949, когда победили коммунисты, по нему могли ходить лишь джонки.

Фото 4.

В 1952 началась реализация программы регулирования водного режима в бассейне реки Хуайхэ, где предусматривались работы по расчистке, расширению и спрямлению русла Великого канала. На нем построили современные механизированные судоходные шлюзы. Участок трассы, пролегающий по провинции Цзянсу, реконструировали, и по нему начали ходить 1000-тонные суда. Модернизация канала проводилась ускоренными темпами, поскольку к этому времени железные дороги уже еле справлялись с перевозками полезных ископаемых.

Фото 5.

Гораздо более важную роль Великий канал будет играть именно как средство снабжения севера страны водой в сельскохозяйственных и промышленных целях. Китайские эксперты предполагают, что к 2030 году, когда население страны достигнет 1.6 миллиарда человек, водные ресурсы на душу человека составят 1760 кубических метров. А по международным стандартам минимально допустимый уровень составляет 1700 кубометров. По мнению директора Института охраны земельных ресурсов Академии наук КНР Ли Жуя, потребление воды в Китае достигнет пика к 2030 году, и если не будут приняты эффективные меры, то в будущем страна столкнется с серьезным кризисом.

По подсчетам китайских ученых, чтобы прокормить свое население, которое, несмотря на ограничение рождаемости, продолжает ежегодно увеличиваться на восемь миллионов человек, Китаю, как и в древние времена, нужно по-прежнему орошать засушливый север страны. Ведь 80 процентов водных ресурсов приходится на бассейн Янцзы и районы, находящиеся южнее этой реки. Напомню, что в центральном Китае имеется две великие реки, которые текут с запада на восток – Хуанхэ и Янцзы. Они почти равны по длине. Однако объем годового стока Янцзы в двадцать раз превышает Хуанхэ. За годы существования КНР земледельцы, преимущественно в северной части страны, сумели увеличить орошаемые площади примерно в четыре раза – с 15 до 52 миллионов гектаров. Однако все возможности теперь исчерпаны. Из Хуанхэ разбирают на полив столько воды, что летом она почти пересыхает. Другая ситуация существует в районе бассейна Янцзы. В Китае ее называют матерью-рекой. Бассейн Янцзы – один из главных экономических районов. Занимая лишь пятую часть территории страны, он дает более двух пятых валового внутреннего продукта. А энергетические возможности бассейна Янцзы почти втрое больше, чем у всех рек США вместе взятых.

Фото 6.

Идея поворота рек с юга на север родилась еще в 1952 году и принадлежит бывшему китайскому лидеру Мао Цзэдуну. Понятно, что в условиях 50-х годов, когда совсем недавно закончилась антияпонская война, а затем и гражданская, реализовать этот проект было совершенно невозможно. Но о нем никогда не забывали. И вот в последние десятилетии к нему вернулись вновь. Сначала были проведены все необходимые научные и практические изыскания, даны оценки трудностям и проблемам, которые придется решать, решен вопрос о необходимости переселения сотен тысяч людей из мест их проживания, где пройдет строительство водных сооружений. В 2002 году китайское правительство приняло решение о начале реализации проекта, призванного обеспечить водой засушливые районы страны. Ныне, уже в течение девяти лет, в Китае интенсивно идет строительство гидротехнических сооружений по переброске вод. Эта стройка объявлена объектом стратегического значения в деле рационального распределения водных ресурсов страны, в деле изменения напряженного положения с водными ресурсами в северных районах Китая, что напрямую связано с социальным и культурным развитием и проблемой улучшения окружающей среды в этих районах. Этот объект, как и строительство гидроузла Санься на реке Янцзы, прокладка газопровода из западной части страны в восточную и строительство железной дорогой Цинхай-Тибет, называют четырьмя важнейшими стройками современного Китая. Предполагается, что через несколько десятилетий в Китае появится сеть каналов, по которым вода из рек Янцзы, Хуайхэ, Хуанхэ и Хайхэ будет переправляться в северные регионы страны.

Для переброски вод из реки Янцзы строят 3 главных канала — восточный, центральный и западный. В частности, по восточному и западному каналам воду будут получать 6 провинций и городов центрального подчинения, таких как Пекин, Тяньцзинь, провинции Хэбэй, Шаньдун, Хэнань и Цзянсу. При строительстве восточного канала будут использовать уже имеющуюся инфраструктуру Великого китайского канала.

Великий канал – это не только транспортная и водная артерия. Но это еще и великолепный памятник истории, соединяющий прошлое и настоящее Китая.

Фото 7.

Несколько лет назад представители туристических фирм 15 крупных и средних городов, расположенных вдоль Великого канала, собрались в городе Хуайань в провинции Цзянсу и приняли совместное решение создать туристический маршрут «путешествие по Великому каналу». Они заявили, что будут совместными усилиями создавать и совершенствовать механизм межрегионального сотрудничества в сфере туризма. А на Великом китайском канале, растянувшимся почти на 2000 километров, есть много достойных внимания туристов мест. Например, исторические производственные территории. Многие старинные объекты, к примеру, судоверфи и иные промышленные предприятия были перенесены в другие районы городов. Промышленные здания и оборудование, имеющие интересную историю, уже используются в новом качестве. Например, в них живут туристы или они являются объектом показа. Такой проект разработан для бывших промышленных территорий вдоль Великого канала в г. Сучжоу.

На Великом китайском канале имеется множество мостов и пристаней. Мосты в исторических городах выполняли не только сугубо транспортную функцию, но и важную композиционно-пространственную роль. При сооружении мостов на Великом канале большое внимание уделялось их форме. Очень выразительны мосты, у которых форма арок и их отражение в воде образуют правильные круги.

Фото 8.

С мостов открываются живописные виды, поэтому многие их них задумывались как видовые площадки с навесами для тени и скамьями. При этом архитектурные решения мостов отличались индивидуальностью и художественной выразительностью.

Самые выдающиеся судоходные каналы планеты

Панамский канал

110 лет назад правительство США приобрело "навечно " всю зону будущего Панамского канала за символическую цену , размером с годовую арендную плату, что позволило начать строительство величайшего судоходного канала за всю историю человечества . К этой дате мы подготовили обзор самых выдающихся судоходных каналов планеты .




Этот канал называют венцом инженерной мысли своего времени , величайшим каналом в истории человечества и одним из наиболее важных водных экономических объектов . А ещё Панамский канал известен как «Мост двух Америк».
Панамский канал, соединяющий Тихий и Атлантический океаны , - это система шлюзов и водозаборников , которые «выравнивают » уровень моря между двумя океанами. Этот канал, протяжённость которого 77 км, был открыт 12 июня 1920 года , но и сегодня остается одним из важнейших судоходных путей, представляющих огромную экономическую ценность . Его строительство , стало одним из наиболее сложных и емких проектов в истории человечества .
Известен факт, что символическое нажатие кнопки для открытия канала произвёл 28-ой президент США Вудро Вильсона прямо из своего кабинета . Что для того времени было фактом беспрецедентным . После нажатия кнопки сигнал ушёл по телеграфу в Панаму и взрывчатка на плотине детонировала . Взрыв привёл к тому, что воды искусственного озера Гатун заполнили канал Кулебра , и суда смогли курсировать между Тихим и Атлантикой . Сегодня Панамский канал не только важнейший судоходный путь, но и популярный туристический объект .

Суэцкий канал




Открытие канала соединившего Средиземное море и Красное море состоялось в 1869 году. Суэцкий канал является условной границей между Африкой и Евразией . Задумывался канал как альтернативный морской путь из Средиземноморья в Индийский океан. Его протяженность 163 км, ширина по дну колеблется от 45-60 метров , а глубина около 20 метров . Канал является важным экономическим и стратегическим объектом , соединяя два крупных порта : Суэц и Порт-Саид .
Сегодня Суэцкий канал, наряду с добычей нефти и туризмом, - один из главных источников дохода Египта . За сутки по каналу проходит в среднем 48 судов , а чтобы преодолеть канал потребуется порядка 14 часов .

Беломорско-Балтийский канал




Беломорско-Балтийский канал (Беломорканал ) возводили заключенные ГУЛАГа . Строительство этого канала стало настоящей трагедией для отечественной истории и символом индустриализации . Канал был построен в рекордные сроки (за 1 год и 9 месяцев ) и стал важной водной артерией для судоходства , коей является и сегодня . Общая протяжённость Беломорско-Балтийского канала от Онежского озера до Белого моря 227 км, глубина 4 метра, ширина 36 метров . Канал включает 19 шлюзов .
В СССР в 1932 году были выпущены папиросы «Беломорканал » с очень высоким содержанием смол, ставшие популярными из -за своей низкой цены .

Среднегерманский канал




Свой канал-гигант есть и в Германии . Называется он Среднегерманский канал и является важной судоходной артерией , соединяя Рейн через канал Дортмунд-Эмс и канал Рейн-Херне с такими реками как Эльба , Везер , Эмс и озером с Одером. Длина Среднегерманского канала - 325,7 км. Известен этот канал чрезвычайно живописными видами на его берегах, что привлекает в эти места много туристов , а так же мостами и необычными постройками для переправы судов . Наиболее известны на этом канале Минденский и Магдебургский судоходный каналы , которые и по сей день привлекают толпы зевак .

Гёта -канал




Гета -канал – водный путь, соединивший в первой половине 19-го века Балтийское и Северное море. Канал представляет собой кратчайший путь между этими морями. Канал был открыт 26 сентября 1832, принадлежит Швеции и не одно десятилетие прослужил верой и правдой ее торговым интересам . Однако , со временем тоннаж торговых судов изменился и надобность в канале угасла. Протяженность Гета-канала , на котором , кстати , расположено 58 шлюзов , - около 420 км. Сегодня Гета -канал стал объектом интереса туристов , любителей водных прогулок и парусного спорта . Каждый год, здесь собираются тысячи туристов и спортсменов .




– сложнейшая система каналов , «Азиатская Венеция » раскинувшаяся в центральной части равнины Таиланда . На протяжении столетий был главным водным путём в Таиланде . Только благодаря этой системе каналов торговцам и путешественникам удавалось попасть из одного уголка страны в другой . К великому сожалению , с развитием судоходства , из -за своих инженерных характеристик перестал представлять какой -либо экономический интерес . Многие каналы этой системы были засыпаны уже в наше время . Вернуть былую славу каналом удалось благодаря развитию в стране туризма .

Августовский канал



Августовский канал является судоходным путём межу Польшей и Беларусью . Этот памятник гидротехнического зодчества соединяет реку Вислу с рекой Неман и расположен в охраняемой зоне ЮНЕСКО. Протяжённость канала – 101 км. Он включает в себя сложную систему шлюзов и разводных мотов .
Инициаторами строительства Августовского канала стали Ксаверий Друцкий-Любецкий министр финансов Польши и Станислав Сташиц , польский общественный деятель . Решение о строительстве этого канала принял лично император Александр І, после того, как проект, подготовленный на 500 листах группой военных инженеров , возглавляемой Игнатием Прондзинским , был рассмотрен специальной технической комиссией в Петербурге . Необходимость в строительстве канала возникла после того, как в первой четверти 190-го века Пруссия ввела для морских грузоперевозчиков , направлявшихся в порты Балтики, высокие таможенные пошлины .
Известно , что на строительстве Августовского канала работало более 7 тыс . рабочих разных национальностей : русские , белорусы , поляки и евреи . В документах того времени сохранилась информация , что евреи на строительстве канала занимались самой , пожалуй трудоёмкой и грязной , но при этом и самой высокооплачиваемой работой - вычерпывали воду из канав.
Достаточно долгое время по Августовскому каналу вёлся сплав леса . Ходили по каналу и «берлины » - деревянные суда которые перевозили товары . При движении против течения использовали лошадиные упряжки, а иногда и бурлаков .
Сегодня Августовский канал – своеобразная Мекка для туристов водников , которые стремятся сюда со всего мира.

Коринфский канал



Коринфский канал, длина которого всего 6 км, считается самой короткой судоходной артерией . При этом глубина и ширина позволяют пройти по нему даже самым большим кораблям, а переоценить его важность для греческого судоходства просто невозможно . Своей актуальности он не потеряет хотя бы потому, что привлекает большое количество туристов . Фирменная фишка Коринфского канала его высокие стены – до 76 метров над водой . Коринфский канал впечатляет с любого ракурса и является настоящим раем для экстремалов .
С Коринфским каналом связан весьма необычный рекорд. Перепрыгнуть этот канал мечтали многие райдеры , а осуществить мечту экстремалов смог Робби Мэддисон . В 2010 году он разогнался до скорости 125 км/ч на своей «Хонде CR500», пролетел над каналом и приземлился на его противоположной стороне . Максимальная высота прыжка - 95 метров . Мэддисон рассказывал , что самой сложной для него оказалось преодолеть полосу разгона и своё страх.

Каледонский канал




Каледонский канал некогда был важным торговым и транспортным объектом для Великобритании . Сегодня же этот канал – место для туристических прогулок на речных теплоходах и баржах. Этот живописный шотландский канал соединяет два известных озера ледникового типа – Лох-Несс и Лох-Лохи. Путешествовать по этому каналу можно с марта по октябрь .

Кильский канал




Кильский канал, соединяющий Балтийское и Северное моря, расположен в Германии . Название своё он получил в честь одноименной бухты и города Киль . Сегодня этот канал протяженностью 98 км и шириной более 100 м, является одним из наиболее загруженных каналов Европы . Используется канал с 1895 года . Движение на этом канале организовано с немецкой пунктуальностью , а все крупные суда обязательно сопровождает лоцман. С завидной частотой на канале устроены паромные переправы . Примечательно то, что до 1948 года он носил другое название - Канал кайзера Вильгельма .

О необходимости существования водных каналов задумывались варяги. Варяги были смелыми речными пиратами. Им нужны были водные каналы , чтобы облегчить свой торговый путь и не тащить суда волоком, (подробнее: ). Но они не были первыми строителями каналов. Тружеников, осуществивших мечты варягов, надо искать в другом месте и значительно раньше: на Тигре и Евфрате, в далеком Китае и в стране пирамид и Нила.

«Великий канал» в Китае


Древние культурные народы строили совсем не такие каналы, какие хотели иметь варяги. Правители Китая думали совсем о другом. Более 2000 лет тому назад они приказали построить «Великий канал» , длиною 1782 километра , от Хонгчжоу до Пекина. По этому водному каналу налоги, взимаемые с населения в виде хлеба, чая и фруктов, стали бы поступать во дворец в Пекине быстрее, чем сухопутным путем.

Осушительные водоемы в Египте

Египтяне тоже не испытывали никакой «страсти» к путешествиям. Нил давал им все, в чем они нуждались. Они брались за лопаты, чтобы заставить Нил давать им еще больше. Египтяне улавливали паводочные воды Нила, выходившего из берегов, не давая ему опустошить поля. Ловушки,которые они ему строили,были самыми обыкновенными ямами-водоемами.
Осушительных водоемов в Египте было так много, что если бы их можно было поставить в один ряд, они опоясали бы по экватору весь земной шар . С помощью простых колодцев и водяных колес египтяне заставляли , и подниматься на такую высоту, на которую по доброй воле она никогда не вскарабкалась бы. И это было три тысячи лет тому назад!

Оросительные каналы на реке Амазонке

Оросительные каналы строили арабы, индейцы в бассейне реки Амазонки и рабы царей Урарту. Потомки племен Урарту живут сейчас в Армении. Имя их сохранилось в названии горы Арарат. Многие водные каналы, построенные из огромных обтесанных камней, просуществовали тысячелетия и действуют еще и сейча с. Все они потрудились немало, чтобы покорить воду.

Канал, соединивший Нил с Красным морем

Особенно трудная работа выпала на долю армии рабов фараона Нехо, завоевателя Сирии. Нехо мечтал о канале , который соединил бы Нил с Красным морем (о Суэцком канале!). Днем и ночью работали рабы в пустыне под неусыпным взором надсмотрщиков. На строительстве канала погибло 120000 человек . Канал принес мало пользы стране. Советники фараона боялись, что он отнимет у Нила слишком много воды и может открыть ворота врагам в глубь страны. Первый в мире большой судоходный канал был опять засыпан.
В стране могущественных фараонов и угнетенных феллахов можно было встретить все семейство водных каналов : оросительные, осушительные и судоходные. Каждый из них приносит пользу и, если нужно, добровольно приходит на помощь другому. В одном месте осушительный канал служит для судоходства, в другом судоходный канал отводит воду в пустыню. Современные судоходные каналы с их шлюзами и механизмами для подъема судов - величайшее чудо техники .

1 Каракумский ирригационный канал 1300 км (450 км судоходный)

Канал протянувшийся от Гуан Хана до Ашгабата. В сентябре 1971 года его «судоходная» длина достигла 450 километров. При завершении работ его длина вырастет до 1300 километров.

2 Большой Ставропольский канал 480 км


Ирригационный канал, используется для водоснабжения центральной, северо-восточной и восточной частей Ставропольского края России. Канал использует воду рек Кубань, Терек и Кума, которые протекают южнее и в основном собирают воду с северных склонов Кавказа.

3 Беломорско-Балтийский канал (Беломор канал) 227 км


Построенный в 1933 году канал, соединяющий Белое море с Онежским озером и имеющий выход в Балтийское море и к Волго-Балтийскому водному пути.

4 Волго-Каспийский канал 188 км


Канал, соединяющий глубоководный участок реки Бахтемир (рукав Волги) и Каспийское море через дельту Волги. Позволяет морским судам заходить в порты Оля и Астрахань.

5 Канал имени Москвы 128 км


Канал соединяющий реку Москву с Волгой. Расположен в Московской и Тверской областях России, частично протекает по городу Москве. Длина 128 км. Ширина канала по поверхности — 85 м, по дну — 45 м, глубина — 5,5 м. Обеспечивает Москву примерно половиной всей потребляемой питьевой воды.

6 Северо-Двинский канал 127 км


Соединяет реку Шексна, как часть Волго-Балтийского водного пути и реку Сухона, приток Северной Двины.

7 Ладожский канал 117 км


Водный транспортный путь вдоль берега Ладожского , соединяющий реки Волхов и Нева.

8 Волго-Донской канал 101 км


Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина - канал, соединяющий Волгу и Дон в месте их максимального сближения друг с другом вблизи г. Волгограда.