Ученые представили систему для полного управления компьютером силой мысли. Технотелепатия и управление мозгом через интернет Управление компьютером мозгом


Хуже всего в тревожных мыслях то, что даже когда вы осознаете, что действуете иррационально, это помогает далеко не всегда. В большинстве случаев это лишь усиливает беспокойство, когда приходит мысль: «Если я знаю, что это иррационально, почему я не могу остановиться? О боже, я не могу это остановить». И вы начинаете верить, что больше не контролируете свой ум.

Эми Десу

Цикл мыслей

Жизнь подбрасывает нам разные ситуации. Например, вы гуляете по лесу и видите медведя. Автоматически возникает мысль: «Там медведь!». Она запускает физиологическую реакцию: кровяное давление повышается, увеличивается пульс и скорость сердечного ритма. Почти одновременно проявляются несколько эмоций. Увидев медведя, вы чувствуете беспокойство, панику и страх.

Затем запускается защитный механизм - вы убегаете от медведя. Хотя и говорят, что лучше всего не убегать, но ради примера проигнорируем этот факт. И вот вы находитесь в безопасности. Какова следующая мысль? «Ух, я в безопасности! Я выжил!». И реакция вашего тела заключается в том, что сердечный ритм замедляется, пульс понижается, и вы начинаете дышать более естественным образом. Включаются другие эмоции - радость, облегчение, удовлетворение. Каким будет ваше поведение? Памятуя о чудесном спасении, по возвращении домой вы откроете бутылочку вина или полакомитесь мороженым. Чтобы отпраздновать.

Но, допустим, что в пещере вас одолевают совсем другие мысли: «Я такой слабак! Почему я убежал? Это ведь был совсем медвежонок. Почему я всегда такой трус?». Вы расстроены, дыхание остается быстрым и рваным. Эмоции варьируются между разочарованием, гневом и отвращением к себе. А поведение? Вы также можете купить себе килограмм мороженого, но таким будет ваше наказания себя.

Описанный выше сценарий - когнитивно-поведенческая теория Аарона Бекка в двух словах. Ее суть в том, что мысли, убеждения, чувства, тело, поведение и наше прошлое связаны: они влияют друг на друга. При помощи практики управления своими мыслями мы можем изменить физиологическую или психическую сторону своих реакций. Например, избежать стресса, депрессии или беспокойства, вызвать в себе энтузиазм и огромную делать что-либо.

Это сложно, но при должном упорстве и практике можно добиться впечатляющих результатов.

Преимущества овладения своими мыслями

Вы станете лучше спать

Умение контролировать свои мысли напрямую зависит от качества сна и того, сколько времени уйдет на то, чтобы заснуть. Вам ведь надоело крутиться в кровати по несколько часов?

Вы достигнете внутреннего спокойствия

Каждый, кто переживает панические атаки или подвержен навязчивым мыслям, будет просто счастлив, если все это закончится. И первое, с чего следует начинать - контроль мыслей.

Вы повысите свой эмоциональный интеллект

Мы уже выяснили, что управление мыслями напрямую влияет на эмоции. Если так, то вы повысите свой , начнете разбираться в своих чувствах и станете меньше испытывать стресс.

Вы улучшите память и концентрацию

Стоит лишь научиться направлять мысли в нужную сторону, как мы начнем концентрироваться в несколько раз лучше. А значит - улучшится . Прибавьте к этому тот факт, что от ее качества зависит развитие и получится целый комплекс преимуществ.

Как научиться управлять своими мыслями

Что же делать, чтобы убрать навязчивые мысли и научиться заменять их на проактивные, нужные, позитивные?

Десятидневный вызов

Этот метод основан на изменении своего словарного запаса. Без языка мы оказываемся в состоянии эмоционального хаоса. У нас есть возможность общаться, и способ, которым мы это делаем, может улучшить нейронное функционирование мозга и убрать стресс. Если мы спустя рукава относимся к тем словам, которые произносим в своей голове и вслух, то теряем способности решать задачи, успокаивать разум и общаться с людьми.

Вот четыре шага, которые нужно сделать для того, чтобы изменить свой словарный запас. Для этого достаточно 10 дней, но все индивидуально.

Шаг первый: станьте осознанными относительно тех привычных слов, которые вы используете, чтобы описать негативные или тревожные эмоции.

Начните замечать ярлыки, которые вы навешиваете на ситуации, эмоции и чувства. Если вы говорите что-то вроде: «Я так беспокоюсь об этом», остановите себя и признайте, что «беспокойство» может быть слишком сильным словом. Возможно, стоит сказать, что вы «немного обеспокоены». Следите за своим языком и не преувеличивайте интенсивность эмоций.

Или еще лучше: сознательно выберите слово, которое снизит негативную окраску ситуации. Вместо того чтобы говорить, что «злитесь» на кого-то, опишите себя как немного «раздраженного» или «разочарованного его реакцией».

Если кто-нибудь спросит вас: «Как дела?» Вместо того чтобы сказать «Хорошо», можно просто улыбнуться и разрушить привычный шаблон. Можно добавить: «Ты даже не представляешь, как я себя чувствую!». Мы часто упускаем отличные возможности поднять себе настроение, если употребляем привычные слова.

Шаг второй: запишите три слова, которые вы регулярно используете, и которые усиливают ваши негативные чувства или эмоции.

Возможно, вы используете такие слова, как «Я расстроен», «Я в депрессии» или «Я унижен». Придумайте альтернативные слова, которые снижают интенсивность этих .

Может быть вместо «Я унижен» следует сказать «Мне немного неловко» относительно того, как прошла встреча?

Чтобы смягчить эмоциональную напряженность, можно использовать так называемые модификаторы: «Я просто немного озадачен», «Мне это слегка не по нраву». Помните, что мы выходим из себя, когда используем категорические слова.

Шаг третий: запишите три слова, которые вы используете, чтобы описать свой положительный опыт.

У вас часто спрашивают: «Как дела?». Почему бы наконец не придумать три оригинальных, но правдивых ответа, которые усиливают позитивные чувства и вдохновляют вас? Скажите «изумительно», «невероятно», «впечатляюще». Возможно, это не те слова, которые вы чувствуете своими. Тогда найдите свои, чтобы, применяя их, чувствовать себя цельно.

Шаг четвертый: приведите в действие правильные рычаги.

Выберите двух людей из своей жизни: близкого друга и еще кого-то, кого уважаете и боитесь разочаровать. Расскажите им про свое обязательство заменить ключевые слова в своем словарном запасе. Объясните, что если они услышат от вас старое слово, то должны спросить: «Ты действительно чувствуешь себя так или просто используешь старые выражения?».

Если вы скажете «Я в депрессии», пусть близкий человек спросит «Ты действительно в депрессии или просто немного не в духе?». Все это даст дополнительную поддержку и поможет сформировать новую привычку.

Тщательно и сознательно подбирая слова, которые прилагаются к переживаниям, можно научиться более тонко понимать, как вы себя на самом деле чувствуете и насколько сильны эти эмоции.

Программирование

Каждый из нас в любой момент своей жизни считает, что заслуживает большего. Но когда реальность расходится с этим убеждением, мы испытываем разочарование и недовольство. Они либо толкают нас вперед к изменениям, либо тормозят и загоняют в ракушку. Какой вариант выбираете вы?

Если второй, то надо «перепрограммировать» себя. Вот три шага для этого.

Решить

Каков ваш желаемый результат? Первый шаг - получить абсолютно четкое представление о том, чего вы хотите. Ясность - сила. Чем точнее вы представляете конечный результат, тем сильнее будет ваше видение, и тем больше шансов превратить это видение в реальность.

Если вы спорите с другом, то рискуете ввязаться в конфликт и испортить настроение себе и ему. Но что, если вы остановились в середине спора и спросили себя, каков желаемый результат? Он же не в том, чтобы спорить и ругаться, а в том, чтобы найти решение? Теперь фокус внимания полностью сосредоточен на этом.

Дайте направление своим мыслям. Что вы хотите физически, финансово, эмоционально, духовно, в своем бизнесе, работе, личной жизни? Примите решение, что не будете действовать бессознательно.

Примите меры

Теперь пришло время избавить свой разум от страха и неуверенности. Как это можно сделать? Отказавшись от других возможностей, которые не ведут к принятию решения.

Страх - одна из самых больших ловушек, которая удерживает людей от действий. Страх отказа, неудачи, успеха, боли, неизвестности - у всех нас есть страхи. И единственный способ справиться с ними - противостоять им. Вы должны смотреть им в глаза и предпринимать усилия, несмотря ни на что.

Боитесь неудачи? Неудача - это образование. Посмотрите на это так: если вы потерпите неудачу, то узнаете, что именно не работает. И когда снова попробуете, то сможете использовать это себе на пользу. Люди часто не предпринимает реальных действий для достижений своих целей. Они просто продолжают говорить: «Когда-нибудь я сделаю это».

Умение прерывать негативные мысли подобно мышце. Сначала, когда вы попытаетесь ее нагрузить, будет сложно и даже больно. Но если начать с малого и каждый день пытаться изменить свой образ мышления, вы постепенно станете сильнее. Вскоре все будет получаться без усилий.

Примите меры и преодолейте негатив. Примите меры, чтобы сделать свою жизнь лучше. Когда вы начинаете действовать и в итоге одерживаете небольшую победу, вы переходите на следующий уровень. Когда делаешь то, чего не мог раньше от себя ожидать, это наполняет силой.

Перепрограммировать мозг

После того, как вы четко решили, что собираетесь делать и предприняли меры, необходимо провести инвентаризацию своей жизни. Обратите внимание на то, что получаете от текущих действий, и оцените что работает, а что нет. А затем меняйтесь. Находите решения, которые помогут.

Важнейшая часть поиска решения - гибкость. Гибкость - это сила. Если вы резки в своих оценках, а жизнь выдается дорогой в туннеле, то упускаете неожиданные возможности и альтернативные маршруты, которые могут дать невероятные преимущества. Помните, что вы никогда не контролируете 100% своей жизни и всех ситуаций.

Подумайте об этом: ваша жизнь идет в соответствии с планом? Вероятно, нет. Путь никогда не бывает прямым. И поэтому важно оставаться гибким - учиться на ошибках, справляться с неудачами и использовать негативный опыт в качестве движущей силы перемен. Смысл в том, чтобы уяснить единственную вещь: продолжать двигаться вперед и использовать ошибки и неудачи для того, чтобы достичь успеха.

Дайте бой негативным мыслям

Когда речь идет об управлении мыслями, мы имеем в виду именно избавление от негативных. Все остальное будто бы налаживается само собой.

Поскольку мы постоянно подвержены воздействию негативной информации от СМИ и других людей, наш мозг всегда настороже, чтобы сосредоточиться на возможных угрозах безопасности и благополучию. Под воздействием этих негативных стимулов в организме высвобождаются нейрохимикаты, которые вызывают беспокойство и депрессию.

Как избавиться от негативных мыслей:

  1. Запишите их . Когда автоматические негативные мысли начинают крутиться в вашем сознании, запишите их, чтобы четко определить и назвать их.
  2. Исследуйте их . Спросите себя: эти мысли верны?
  3. Ответьте на них . Если негативные мысли ложны, обратитесь к ним. Этот диалог выводит вас из состояния бессознательности и позволяет посмотреть врагу в лицо. Лучше всего вести его на бумаге.

Все методы разрушения негативных мыслей имеют одну общую черту - они побуждают вас играть активную роль в пересмотре мыслей, а не находиться в пассивном принятии (что разрушает жизнь). Одним словом, без сознательной работы над мыслями - сели, записали и ответили - избавиться от негатива невозможно.

Стратегия Тревиса Робертсона

Мысли - это все. Многие люди в большинстве случаев не осознают, о чем они думают. Отсюда все проблемы.

В то же время вы знаете, какое воздействие могут оказать мысли на вас. Вы можете стать подавленным, сердитым, разочарованным, одиноким, обеспокоенным, грустным и сомневающимся.

Мысли контролируют, что мы чувствуем в любой момент. Поэтому, управляя мыслями, мы меняем свои чувства.

Робертсон предлагает пять шагов для овладения своими мыслями.

Научитесь останавливать свои мысли

Одна из первых вещей, которую вам нужно сделать - научиться останавливаться посреди своих мыслей (хороших, плохих или просто скучных). В разное время дня ловите себя на мысли. Как вы себя чувствуете? О чем думаете? Почему вы думаете об этом?

Когда мы в гневе, то наш уровень интеллекта значительно падает. Забываете вы и том, что надо наблюдать за мыслями. Поэтому наблюдайте за ними, когда находитесь в обычном настроении.

Не давите на себя. Выделите 5 минут и попытайтесь понять, какие главные мысли сейчас в вашей голове.

Определите негативные эмоции

Каждое чувство, которое мы имеем, является прямым результатом того, о чем мы думали. Поэтому, если вы чувствуете беспокойство, спросите себя: «Почему я беспокоюсь?». Всегда ищите корень проблемы.

Запишите ментальный фильм

По умолчанию большинство людей «снимают» негативные психологические фильмы. Когда текущая ситуация напоминает нам о предыдущей, мы склонны воспроизводить этот фильм.

Что вам нужно сделать: определить, что это за фильм и «записать» его. Зачем? Потому что нужно вытащить его из подсознания. Теперь можно проанализировать фильм с холодной головой.

Найдите ложь

Тщательно «просмотрите» фильм. Как определить ложь? Как правило, это какие-то определенные ярлыки, вроде «глупый», «неудачник» и «не заслуживающий успеха». Вы же знаете, что все это неправда. Запишите каждый пункт лжи на бумаге.

Распознайте правду

Единственный способ борьбы с ложью - это правда, и сейчас самое время понять, что такое истина для вас. Напротив каждого пункта с ложью запишите около десяти опровержений. Если вы глупы, то почему в этих десяти случаях поступали как умный человек? Это простое упражнение выбьет негативную почву из-под ваших ног.

Книги

Книг на тему управления мыслями существует множество, поэтому недостатка в литературе у вас не будет. В одних уклон идет в сторону эзотерики, в других - науки, третьи же просто содержат хорошие советы из личного опыта авторов. Советуем вам начать с первой книги из нашего списка, а дальше решать самому, какую книгу читать следующей.

  • «Как человек мыслит или мышление человека» Джеймс Аллен
  • «Сила настоящего или сила момента сейчас» Экхарт Толле
  • «Подсознание может все» Джон Кехо
  • «Метод Сильвы. Управление разумом» Хосе Сильва, Филип Миэле
  • «Мечтать не вредно. Как получить то, чего действительно хочешь» Барбара Шер, Энни Готлиб
  • «Думай и богатей» Наполеон Хилл
  • «Измени мышление - и ты изменишь свою жизнь» Брайан Трейси
  • «Созидающая визуализация» Шакти Гавэйн
  • «Мысль имеет значение» Дэвид Гамильтон
  • «Разбуди в себе исполина» Тони Роббинс

Каждый человек приходит в свое время к осознанию силы мыслей. Это может произойти и в 20 и в 60, но чем раньше, тем лучше. Надеемся, статья убедила вас, что овладение своими мыслями - это самый главный шаг на пути к душевному спокойствию и достижению целей.

Желаем вам удачи!

В середине прошлого века фантасты писали, что в будущем люди научатся управлять техникой одной лишь силой мысли. И вот это самое будущее наступило. Первые подобные устройства сейчас проходят стендовые испытания в Институте высшей нервной деятельности и нейрофизиологии(ИВНД и НФ) РАН.

Владимир Гаврилов

Заведующий Лабораторией физиологии сенсорных систем ИВНД и НФ РАН Игорь Шевелев подвел нас к тяжелой двери в локоть толщиной, с видимым усилием потянул ее на себя, и перед нами открылась святая святых. Стены небольшой комнаты сплошь покрыты металлической сеткой и звукопоглощающими экранами, ограждающими расположенную здесь аппаратуру от всевозможных электромагнитных помех. Посередине располагалось одинокое кресло с ворохом проводов, подключенных к мощным усилителям, прикрепленным у изголовья. «Любой человек, облаченный в специальный шлем, сидя вот здесь, способен с помощью мысли управлять компьютером, а через него разными механическими устройствами: роботами, манипуляторами и электрокарами, — пояснил Игорь Шевелев, хлопнув по потертому дерматину. — Но главное, при помощи мысли уже сейчас можно набирать текст на компьютере, что является настоящим прорывом в прикладной нейрофизиологии». Верилось, честно говоря, с трудом. Слишком уж абстрактная это вещь мысль, чтобы так просто ее уловить да еще и преобразовать в команды для компьютера, робота, электрокара…

На заре компьютерной эры

Идея об управлении машиной одной лишь силой мысли зародилась в середине ХХ века, когда для изучения деятельности мозга стали широко применяться электроэнцефалографы (ЭЭГ). Первым человеком, реализовавшим ее на практике, стал англичанин Эдмонд Деван. В 1967 году в Кембридже он провел серию экспериментов, в ходе которых люди, подключенные к аппаратуре ЭЭГ, учились контролировать амплитуду мозгового альфа-ритма. Испытуемые самостоятельно, то расслабляясь, то возбуждаясь, передавали сигналы, преобразовываемые компьютером в точки или тире, складывающиеся в азбуку Морзе. Вполне закономерно, что первым словом, мысленно переданным на телетайп, стало слово «кибернетика».

Идею тут же подхватили военные. В начале 1970-х годов американское Агентство перспективных оборонных разработок (Defense Advanced Research Projects Agency — DARPA) объявило о начале работ по созданию — ни много ни мало — истребителя, управляемого одной лишь силой мысли. К исследованию подключились ведущие научные организации США. Разрабатывались системы, дававшие возможность летчику, не отвлекаясь от управления самолетом, включать и выключать ряд функций авионики. К сожалению, низкий уровень тогдашних технологий не позволил довести начатую работу до конца. Компьютеры и другие электронные приборы были слишком велики для размещения на самолетах, да и производительность их заставляла желать лучшего. Программа была свернута.

Вспомнили о ней ученые только в 90-е годы ХХ века, когда новые разработки в электронике и компьютерной технике позволили вернуться к созданию интерфейса мозг-компьютер (Brain-Computer Interface — BCI) на качественно новом уровне. В настоящее время подобные системы активно конструируются в США, Германии, Японии, Китае, России и других странах.

Люди-киборги

В 1998 году сразу в двух точках земного шара — университете Эмори (США) и Тюбингенском университете (Германия) — были поставлены практически идентичные эксперименты. Мужчине, парализованному после инсульта, прямо в мозг были имплантированы микроэлектроды, при помощи которых компьютер измерял электрические импульсы мозга и преобразовывал их в команды для управления курсором. Больной представлял, что двигает правой или левой рукой, и курсор на экране монитора перемещался в ту или иную сторону. Выбирая на экране из заранее подготовленного списка различные фразы, инвалид мог позвать медицинскую сестру, попросить пить или есть, а также включить или выключить телевизор.

Функциональность этого устройства навела ученых на мысль попробовать изготовить механические протезы, управляемые мозгом посредством вживленных в него электродов.

Наибольшую известность получил эксперимент, проведенный в 2001 году в США Мигелем Николелисом из университета Дюка. Внедрив в мозг обезьяны несколько электродов, он добился поразительной синхронизации движения настоящей руки животного и ее роботизированного аналога. Стоило мартышке сжать в своей руке игрушку, как киберрука в точности повторяла ее жест.

Дальнейшее продолжение эти исследования получили в опытах нейрохирурга Джона Донога из университета Брауна (США). В 2002 году он провел интересный эксперимент с обезьянами. Животных научили играть в компьютерную игру, в ходе которой одним круглым мячом на экране компьютера надо было поймать другой. В эксперименте участвовали три обезьянки, в мозг которых была вживлена система электродов, измеряющих активность тех его областей, которые отвечали за работу рук. Сначала животные пользовались джойстиками, но вскоре их отключили, и компьютер стал читать сигналы мозга, снимаемые с внутричерепных электродов. Ни о чем не подозревающие животные продолжали играть, а мячик все так же двигался по экрану без всяких задержек. Получалось, что обезьяны управляли им при помощи одних лишь мыслей.

Но дальше всех пошла американская компания Cyberkinetics. Весной 2005 года она успешно завершила многолетние испытания чипов-имплантатов BrainGate («Ворота в мозг»), призванных облегчить жизнь парализованным пациентам.

Первым человеком, в мозг которого был вживлен чудо-чип, стал Мэттью Нейгл. 25-летнего американца полностью парализовало в 2001 году в результате ножевого ранения в шею. До сих пор он не может дышать без респиратора и передвигается исключительно в инвалидной коляске. Однако благодаря профессору Джону Донахью, возглавляющему кафедру нейрофизиологии медицинского факультета университета Брауна (США), у него появилась возможность существенно улучшить качество своей жизни. В ходе трехчасовой операции в мозг Нейгла было вживлено несколько электродов, которые располагались над моторными сенсорами коры головного мозга, где как раз и возникают сигналы, контролирующие движение рук. На последнем этапе операции на голове Нейгла было закреплено специальное металлическое устройство, позволявшее чипу передавать информацию на компьютер. Сначала пациент просто учился двигать курсор по экрану компьютера, мысленно представляя, что он пользуется руками, и весьма в этом преуспел. На сегодняшний день он уже умеет включать и выключать телевизор, подсоединенный к компьютеру, двигать роботизированной рукой. Первый эксперимент оказался столь удачным, что весной 2004 года Управление по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными препаратами США (Food and Drug Administration — FDA) дало добро на широкое применение BrainGate в медицинской практике. Cyberkinetics уже вложила в проект BrainGate $9 млн., в 2007—2008 годах она собирается вывести готовый продукт на рынок.

Волшебный шлем и печатная машинка

Впрочем, далеко не все пациенты согласны на то, чтобы в их черепную коробку засовывали электроды. В настоящее время ученые разных стран бьются над созданием интерфейса, улавливающего сигналы мозга без непосредственного контакта с ним. По этому пути пошли и российские исследователи из НИИ высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН, получившие грант на исследования от отечественной инновационной компании BiNeuro.

«Мы работаем над системой ВСI всего полтора года, но уже добились хороших результатов, — рассказывает Игорь Шевелев. — Разработанное нами оборудование считывает потенциалы мозга через систему электродов, закрепленных на специальном шлеме. Это обычный шлем энцефалографа. Через шлейфы проводов он подключается к мощным усилителям, которые, в свою очередь, передают обработанные сигналы в компьютер. Весь секрет заключен в программном обеспечении, распознающем биопотенциалы мозга и способном подстраиваться во время работы к особенностям мышления того или иного человека. Более совершенное распознавание мысленных образов позволяет не только отдавать компьютеру простейшие команды, но и печатать текст на экране монитора с помощью одной только мысли».

«В основном для испытаний комплекса мы привлекаем студентов, — вступает в беседу ведущий специалист проекта Владимир Конышев. — Раньше пытались приглашать своих сотрудников или специалистов из соседних отделов. Но они оказались ‘слишком умными". Дело в том, что ученые, садясь в кресло, думают не о мысленном управлении, а о том, как все это работает. В итоге результаты экспериментов смазываются. Студентам же наплевать на все эти железки. Провел сеанс, получил деньги — и гуляй, Вася».

Одним из таких испытателей-студентов как раз и является долговязый третьекурсник Иван. Пока мы разговариваем с руководителями проекта, лаборанты начинают крепить к его голове матерчатый шлем с множеством датчиков. Процедура весьма трудоемкая. При помощи специального шприца кожа в местах соприкосновения электродов с головой смазывается гелем, снижающим сопротивление при прохождении сигналов. Спустя полчаса Ивана, закутанного, словно младенец, в чепец, торжественно водружают в кресло испытателя, и он начинает напряженно всматриваться в монитор. Эксперимент начался! На экране — ровные столбики из букв русского алфавита. Время от времени по ним пробегают вертикальные и горизонтальные зеленые полосы, засвечивающие столбцы или строки. Как только испытатель видит на экране загаданную букву, в его мозгу возникает характерная картина волн, которую и регистрируют датчики. Компьютер обрабатывает полученную информацию и выводит загаданную букву на соседний монитор.

Примерно такую же «мысленную печатающую машинку» в марте этого года представили на CEBIT (выставке высоких технологий, ежегодно проходящей в Ганновере) специалисты из Института Фраунхоффера (Германия). Принцип действия тот же, что и у россиян, но интерфейс немного отличается. Экран монитора разбит на шесть шестиугольных «сот», расположенных по кругу, в каждой из которых содержится группа букв. Человек мысленно подводит стрелку курсора к нужной «соте» и отдает команду «выбор». В этот момент «сота» увеличивается на весь экран, и буквы выстраиваются по кругу, как в обычных механических часах. Вращая между ними стрелку, можно отметить нужный символ. При этом человек мысленно не загадывает букву, как в российском прототипе устройства, а только выбирает ее при помощи более примитивного алгоритма действий. Чтобы перемещать курсор вправо или влево, оператор представляет, что двигает правой или левой рукой.

Каковы же перспективы таких систем? Могут ли они реально конкурировать с обычными способами управления компьютерной техникой посредством кнопок, клавиатуры, джойстиков или мышки? Ученые утверждают, что в будущем это вполне возможно, а в некоторых областях применения подобный интерфейс станет просто незаменим. Между тем, функциональность первых аппаратов пока остается не на высоте: набор слова из четырех букв занимает примерно 2−3 минуты. «Конечно, по сравнению с обычной пишущей машинкой или ноутбуком это показатели не очень хорошие, — вздыхает Игорь Шевелев. — Обычному человеку проще пользоваться давно проверенными устройствами. Но для инвалидов с параличом рук и ног они недоступны. Возможность печатать текст и даже управлять компьютером напрямую через мозг для них может стать настоящим спасением. И две минуты для набора одного слова не покажутся им очень медленными».

Коляска на мысленном управлении

Область применения систем ВСI не ограничивается только набором текста. В недалеком будущем с их помощью можно будет управлять массой механических устройств (инвалидная коляска, примитивные роботы, манипуляторы), интегрированных с компьютером. Реализовать эти возможности не столь уж и сложно. Для передвижения инвалидной коляски требуется всего пять команд: «вперед», «назад», «вправо», «влево» и «стоп». Мысленно ориентироваться в них гораздо проще, чем в трех десятках букв и знаков препинания.

Еще зимой 2003 года швейцарские ученые из Федерального технологического института и испанские специалисты из Центра биомедицинских инженерных исследований в Барселоне приступили к разработке подобной инвалидной коляски. Испытания первых прототипов показали, что научиться управлению данным прибором можно буквально за пару дней. Но в процессе работы инженеры столкнулись с неожиданной трудностью.

«Сейчас достоверность распознавания мысленных команд машиной приближается к 96%, рассказывает Игорь Шевелев. — Однако этот результат не считается достаточно приемлемым. Получается, что каждая тридцатая команда может быть понята компьютером неверно. При наборе текста это не так страшно, а вот при управлении инвалидной коляской любая ошибка может иметь катастрофические последствия. Представьте, что будет, если инвалид, подкатив к краю котлована, отдаст мысленную команду ехать назад, а коляска вдруг рванет вперед, в пропасть. Поэтому использовать коляску для передвижения пока нельзя».

Инженеры стремятся довести вероятность правильного распознавания до 100%. В некоторых экспериментах, проводимых исследовательской группой Игоря Шевелева, подобных результатов достичь уже удавалось. И по всей вероятности, в течение последующих пяти лет «мысленные инвалидные коляски», а также иные аппаратно-програмные комплексы на основе систем ВСI, как иностранного, так и российского производства, появятся в продаже. По прогнозам компании Cyberkinetics, рынок ВСI оценивается примерно в $2 млрд.

Что наша жизнь? Игра!

Принципы мысленного управления электронными устройствами можно применять не только для облегчения жизни инвалидов, но и для обучения и развития детей, а также просто для развлечения.

Весной 2003 года исследователи из шведского Интерактивного института представили вниманию публики игру Mindball, или «Мозгобол», в которую можно играть с помощью мысленных команд. Два человека в «телепатических» банданах сидят за столом, под которым размещены мощные электромагниты, и стараются закатить металлический шар в ворота противника. Система регистрирует альфа- и тета-волны в мозгу игроков. Побеждает тот, кто сумеет лучше расслабиться. Для большей зрелищности электроэнцефалограммы игроков выводятся на большие мониторы. Созданная при институте фирма Interactive Producline уже запустила Mindball в продажу и предлагает ее всем желающим по цене $19 000 за комплект.

Инженеры же из лаборатории «Музыка будущего» Плимутского университета (Великобритания) пошли еще дальше и объявили о том, что с помощью их оборудования можно мысленно писать музыку. Правда, пока оно способно распознавать только самые примитивные мелодии.

«Сейчас технологии компьютерного анализа электрической активности мозга развиваются столь стремительно, что уже в скором времени мы станем свидетелями рождения устройств более сложного характера, способных не только распознавать мысленные команды, но и определять, о чем думает человек в тот или иной момент, — утверждает руководитель Лаборатории высшей нервной деятельности человека ИВНД и НФ РАН Алексей Иваницкий. — Изучается возможность использования электроэнцефалограммы (ЭЭГ) мозга для оценки типа решаемой человеком мыслительной задачи. Такие комплексы могут применяться для контроля за мышлением летчиков или космонавтов во время сложных маневров».

И кто знает, возможно, появление на свет таких устройств ознаменует начало новой эры в науке. Чужая душа перестанет быть потемками, внутренний мир человека превратится в открытую книгу, которую можно будет читать при помощи компьютеров. Ну а человечество приблизится к обладанию телепатией, правда, в усеченном, электро-техногенном варианте.

В одном фантастическом рассказе было описано появление детской игры, успех в которой зависел от степени концентрации внимания. Достигнув некоторого уровня, дети исчезали, так как их новые способности служили пропуском в другую, более развитую цивилизацию…. Как это часто бывает с идеями из фантастических произведений, идея игр на концентрацию уже принесла в наш мир ряд новых технологий, обещающих сильно изменить наше окружение. В том числе, весьма вероятно, изменения коснутся и области консалтинга и коучинга в части, которая относится к вопросам развития личных способностей.

Целенаправленно воздействовать на мозг люди научились (конечно, в современном научном смысле, так как воздействовать на психику люди умеют тысячи лет, яркий пример – любая религия). Сначала обнаружили электрические колебания мозга (в 1924 году), затем соотнесли их с различными состояниями сознания человека – бодрствованием, сном, усталостью и т.д. Чуть позже обнаружили, что состоянием мозга человека можно управлять, «переключая» его с помощью звуковых и световых колебаний определенной частоты.

Открыли также способы внушения с использованием подпороговых воздействий – слабых звуков или сверхкоротких зрительных образов (25 кадр и т.п.). Некоторые из этих технологий уже доведены до бытового применения – существует масса компьютерных программ, которые, по словам разработчиков, вводят мозг в особые состояния, соответствующие разным состояниям человека. Так, можно вместо сна дать мозгу отдых, прослушивая специальный аудиосигнал.

Пример таких программ - Brainwave Generator www.bwgen.com) и отечественная – «Мозгоправ» http://www.svetozor.ru). К обеим программам можно скачать файлы-заготовки для различных целей – расслабления, концентрации, снятия зависимости и т.п. Кстати, существуют и некомпьютерные устройства (майнд-машины / mind machine ), также реализующие функции звукового и светового стимулирования мозговой активности.

Стали доступными и технологии подпорогового воздействия – компьютерные программы позволяют «зашить» специальный сигнал в обычный звуковой файл, который затем будет без ведома слушателя приводить его мозг в определенное состояние и/или осуществлять внушение записанной фразы.

Однако в последнее десятилетие произошел значимый прорыв в технологиях «прямого общения с мозгом». Если раньше изучались возможности воздействия на мозг, сознание и подсознание, то теперь речь идет об использовании сигналов нервной системы человека для построения интерфейсов человеко-машинных систем. Очень грубо такой подход к человекомашинным системам можно описать как «человек подумал – машина сделала».

Это стало возможным благодаря появлению массовых недорогих, но производительных и малогабаритных компьютеров – ведь к мечте управлять силой мысли пробовали подступиться и раньше, - в начале 1970-х годов американское Агентство перспективных оборонных разработок (Defense Advanced Research Projects Agency – DARPA) даже начинало разработку управляемого мыслью истребителя, но отступило именно из-за громоздкости компьютеров того времени.

Рисунок 1. Ключевые этапы в исследовании мозговой активности.

Конечно, первое что освоили ученые – управление механизмами. При этом в качестве управляющих сигналов использовались моторные сигналы с кожи человека или нервные импульсы. Так, существуют образцы управляемых искусственных протезов конечности, а также инвалидные коляски, которыми могут управлять полностью парализованные люди.

Проводятся также успешные опыты по управлению роботами путем отдачи мысленных «приказов». Пока это простые команды, вроде выбора одного из двух предметов, но технологии продолжают быстро развиваться.

Ещё интереснейшая область исследований в области «человек-машина» связана с использованием информации о состоянии мозга. Когда мы концентрируемся или расслабляемся (думаем, спим, нервничаем и т.п.), наш мозг меняет характер и частоту генерируемых им электрических импульсов.

Эти явления известны давно, но до сих пор электрические сигналы мозга остаются малоизученными. Что не помешало, однако, создать целый ряд интересных прикладных разработок, в которых поведение технических систем зависит от степени концентрации или расслабления человека.

Такие системы – высокотехнологичная замена «зёленой точке» и другим объектам концентрации, используемым в большинстве методик тренировки внимания, которые необходимы при освоении новых навыков (скорочтение, аутотренинг и пр.). Не секрет, что одной из причин того, что лишь малая часть начинающих обучение успешно доходит до финала – невозможность оценить успешность пройденных этапов. Мозг довольно долго вырабатывает и закрепляет новые навыки и поэтому человеку весьма затруднительно свои усилия по их формированию. Человеку трудно понять – правильно ли он концентрируется, правильно ли выполняет упражнения на формирование новых навыков мозговой деятельности .

Ещё сложнее ситуация и с таким важным навыком как умение расслабляться... В отличие от умения концентрироваться, способность расслабляться еще труднее проконтролировать.
Похоже, трудности с самодиагностикой позади. На рынке появляются продукты, основанные на и теперь степень расслабления или концентрации можно проконтролировать в реальном времени, а значит, можно научиться управлять ими. Уже созданы игры и тренажеры, в которых степень расслабления или концентрации визуализированы не только на экране, но и в игровом пространстве, где от состояния игрока зависит положение шарика на игровом поле.

Несколько примеров.

Mindball. Еще в 2003 году в шведском Интерактивном институте http://www.interactiveinstitute.se/index_uk.html придумали игру Mindball, в которой игроки управляют шариком, стараясь максимально успокоиться и расслабиться. http://www.mindball.se/). Игра недешёвая – от 19 до 33 тысяч Евро. На сайте приведен список некоторых покупателей игры. Список довольно большой и представительный, где можно увидеть как ведущие мировые научные центры и институты (включая, кстати, и военную академию США в Вестпоинте), так и всемирно известные транснациональные компании (Кока-Кола, BBC, Philip Morris).

Mind Flex. Совсем недавно известная американская компания Маттел (кукла Барби – ее работа) http://www.mattel.com/ предложила на рынок «мозговой баскетбол» - Mind Flex http://mindflexgames.com/what_is_mindflex.php. Суть игры – необходимо провести по воздушному лабиринту шарик, высота полета которого зависит от концентрации и расслабления внимания игрока.

Star Wars™ Science Force Trainer. Эта игра предложена другим крупным производителем игрушек – компанией Uncle Milton . В игре http://unclemilton.com/starwarsscience/ , сделанной в стилистике «Звездных войн», нужно концентрацией внимания управлять положением шарика в вертикальной трубе.

Ничто не мешает просто отображать результаты концентрации на экране компьютера. Просто вся эта атрибутика - шарики, кольца, доски придает зрелищность и некую осязаемость таким абстрактным понятиям как концентрация, расслабление, сигналы мозга. В конце концов, это всё-таки игрушки и они должны продаваться.

При этом надо понимать, что никакой запредельной сложности в фиксировании и отображении сигналов активности мозга нет. Частота импульсов мозга – весьма незначительна, до 40 герц, амплитуда – десятки и сотни микровольт (достаточна для измерений недорогой аппаратурой). А это значит, что в скором времени обязательно появится множество так называемых майнд-устройств, которые будут надеваться на голову как гарнитура и подключаться к обычному персональнму компьютеру. Эти устройства позволят «усилием мысли» управлять изображением на экране монитора и(или) приводить в движение игровые периферийные устройства.

Первая ласточка – разработка американской компании Emotiv Systems http://emotiv.com/ , которая уже предлагает первый коммерческий мозговой интерфейс для управления компьютером всего за 300 долларов. Компания NeuroSky http://www.neurosky.com также уже вышла на рынок с подобным устройством. Правда оно может лишь фиксировать степень концентрации или расслабления игрока. Компания предлагает с его помощью расширить возможности компьютерных игр, понаблюдать за реакцией мозга на прослушивание музыки, или даже создать свои приложения.

Понятно, что появление доступных майнд-тренажеров произведет революцию в игровой индустрии. Менее очевидно, что наверняка изменятся сферы консалтинга и коучинга. Возможно, при общении с коучером обыденностью станет тестирование и занятия на майнд-тренажерах с целью повысить возможности по управлению степенью концентрации и расслабления.

Кроме ускорения получения нужного результата – умения и концентрироваться и расслабляться, подобные нововведения привнесут в коучинг приятный оттенок высокотехнологичности, что, безусловно, придаст привлекательность – одно дело просто «заниматься с коучером», а совсем другое – пройти майнд-тренинг и получить какую-нибудь «пятую ступень курса управления мозговой активностью», стать немного джедаем Йодо...

Кроме того, использование техники если и не снимает вопрос оценки результата, то значительно упрощает его, превращая весьма субъективные оценки «вы недостаточно сконцентрированы» в конкретные показатели. Понятно, что это снизит пространство для маневра коучеру для объяснения неудач, но также понятно, что повысится качество всей услуги за счет концентрации внимания коучера на действительно проблемных участках.

Вывод простой – если Ваша работа консультанта или коучера связана с повышением личной эффективности Клиентов, Вам необходимо обратить внимание на новые майнд-технологии, опробовать на себе, а также ввести в практику работы с клиентом.

Владимир Конышев участвует со своей командой "Нейроботикс" в предстоящих соревнованиях в Швейцарии. Его компания разрабатывает малоканальную нейрогарнитуру – устройство, позволяющее считывать сигналы с коры головного мозга и передавать их компьютеру. Проще говоря, управление компьютером происходит силой мысли . Такие разработки называют интерфейсами "мозг - компьютер".

Владимир, расскажите, пожалуйста, подробнее о вашем проекте и на какой стадии сейчас находится прототип нейрошлема?

Нейрогарнитура состоит из неопреновой шапочки-шлема, в которую встроены электроды. На задней стороне шапочки находится биоусилитель, передающий данные по Bluetooth вычислительному устройству, которым является компьютер. Сейчас основная сложность состоит в том, что для такой гарнитуры мы используем электроды, под которые добавляется электропроводящий гель. То есть кто-то должен нанести гель больному, требуется помощник. Наш следующий шаг - это разработка нейрогарнитуры на сухих электродах в 2017 году. После появления такого устройства интерфейс "мозг - компьютер" может использоваться большим числом людей без какой-либо помощи со стороны. Т аким образом, новые образцы будут более удобными для использования и намного более эстетичными.

Перед нами стояла задача разработать нейрогарнитуру, которую можно было бы использовать не только в лаборатории, но и в повседневной жизни. Эта цель была поставлена нами в рамках проекта для Фонда перспективных исследований. Мы работали над тем, чтобы нейрогарнитура была беспроводной, с небольшим количеством каналов, чтобы человек мог одновременно перемещаться и управлять робототехническим устройством, будь то квадрокоптер или колёсный робот.

А как будет решаться задача с помощниками? Ведь эти гарнитуры пока очень сложны и человеку требуется помощь третьей стороны, чтобы пользоваться такими устройствами.

Программа требует на начальном этапе консультации специалистов. Человеку нужно пройти специальное обучение, для чего создана программа. С её помощью человек учится управлять своими состояниями, которые и позволяют давать мысленные команды. Их достаточно легко вызвать, поэтому они называются макросостояниями. На обучение требуется около 30–60 минут, за это время большинство людей может освоить три базовые команды. Чтобы управлять умным домом и играть в компьютерные игры, этого вполне достаточно. Но, например, для управления квадрокоптером нужно освоить четыре команды, что уже даётся сложнее.

Какие сценарии для нейроинтерфейсов могут быть, кроме использования их людьми с ограниченными возможностями?

Во-первых, для здоровых такая гарнитура даёт возможность без джойстиков и клавиатур играть в компьютерные игры. Для людей же с нарушением моторных функций сфера применения значительно больше. Например, полностью парализованные люди могут управлять инфраструктурой умного дома. В одном из роликов мы продемонстрировали, как человек мысленно разгибает экзоскелет кисти, то есть фактически двигает рукой, как здоровый человек.

Также он может дистанционно управлять бытовыми приборами: включать телевизор или кондиционер. Тут схема простая: мысленно включается розетка, к которой подключён бытовой прибор. Это не фантастика, а уже реальность.

Существуют и другие сценарии использования нейроинтерфейсов. Например, человек может общаться с родственниками: мысленно печатать текст, который будет отправляться нужному адресату. Другой пример: полностью парализованный человек сможет управлять коляской на электроприводе при помощи нейрогарнитуры. В идеале разные методы управления будут дополнять друг друга. Следующее добавление - система трекинга глаз. Таким образом мы получим гибридный нейроинтерфейс: цель мы выбираем глазами, а с помощью сигналов мозга говорим, что нужно сделать с этим объектом. Представьте, что человек парализован и передвигается на коляске. Так как он может двигать глазами, он взглядом выбирает дверь, а мысленно даёт коляске команду: "Хочу, чтобы коляска подъехала к этой двери". То есть он больше не должен детально продумывать действия коляски и приказывать ей: "Поверни направо, а затем налево". Конечно, коляска при этом должна обладать возможностями интеллектуального управления и уметь сама объезжать препятствия.

Можно представить и то, как подобная технология используется вне дома. Например, человек управляет квадрокоптером и хочет снять панорамный вид в определённой точке. Человек просто взглядом указывает коптеру нужную траекторию, не используя джойстиков или других систем контроля, - такое сценарное управление в скором времени станет возможным.

- Были ли у вас уже покупатели?

Да, одна из наших коммерческих ниш - уроки нейропилотирования в школе. С помощью нейрошлемов дети управляют роботами. Причём одним и тем же устройством могут управлять два человека, что учит построению команды. Можно сказать, что это новое направление в образовании и бизнесе. Ведь нейрошлем сам по себе неинтересен, он нужен для управления объектами. Для школьников это будто телекинез, в этом есть нечто новое и необычное. Такие уроки развивают интерес школьников к робототехнике и нейроуправлению, а также повышают интерес к точным наукам - физике, кибернетике, нейрофизиологии. Подобная мотивация может повлиять на их выбор профессии и привести в нашу сферу новых молодых специалистов.

- И сколько у вас таких заказчиков среди школ?

Мы начали поставлять комплекты для нейропилотирования в школы с ноября прошлого года. Их немного, пока около 10: Москва, Тюмень, Ханты-Мансийск, Набережные Челны. В основном это бюджетные учреждения, где есть занятия по робототехнике.

- А как вы оцениваете поддержку государством таких проектов?

Есть Национальная технологическая инициатива, в рамках неё появилось направление "Нейронет", связанное с нейротехнологиями. Государство на верхнем уровне всячески поддерживает внедрение таких технологий в разные области. Но есть тут свои сложности. Мы много времени тратим на заполнение бумажек, которые замедляют запуск проектов. От нас требуют полной документации, подробных описаний, но мы ведь не знаем, сколько нужно будет закупить таких-то винтиков в апреле 2018 года? Ответить на эти вопросы в высокотехнологичных проектах очень сложно, если не невозможно. В "Нейронете" несколько проектов, и прошли только два. Хотелось бы, чтобы процесс шёл быстрее. За рубежом уже давно поняли, что, если хочешь делать инновации, нужно пропускать их по упрощённой схеме, а не по схеме бюджетирования строительства дороги - сколько нужно цемента, песка и проч. В инновациях такая схема не работает, и каждый потерянный день - это немалые деньги. Ещё немного времени - и эти продукты мы будем получать из-за рубежа, из того же Китая.

Несмотря ни на что, я верю, что высказанный высшим руководством интерес реализуется. Но хотелось бы, чтобы некоторые процедуры были упрощены и проходили быстрее.

- И почему такие проблемы, на ваш взгляд, возникают?

Конечно, работоспособную структуру сложно создать. У всех на слуху "Сколково", как они долго разрабатывали подходы. Есть другие фонды, такие как фонд Бортникова, который уже давно успешно реализует проекты. А тут создана новая структура. Надо понимать, что схема работы ещё в процессе совершенствования, надо её структурировать, найти правильных людей.

- Как вы оцениваете рынок нейротехнологий в России и за рубежом?

Конкуренция серьёзная, причём и здесь, и за рубежом. У нас в России много лабораторий, хороших исследовательских центров, среди самых известных учёных - профессора Александр Яковлевич Каплан и Александр Алексеевич Фролов. В целом у нас есть хороший потенциал и задел на будущее, мы можем в направлении нейротехнологий серьёзно выстрелить. Сейчас важность нейротехнологий стала очевидна обществу.

За рубежом, конечно, нейротехнологиями намного больше занимаются. Но нельзя сказать, что мы отстали. В целом наша техника в этой области находится на мировом уровне, а в некоторых направлениях мы даже опередили иностранных коллег. "Кибатлон" как раз позволит нам сравнить наши нейроинтерфейсы с разработками других стран. Наш очевидный плюс - простота системы. Ведь чем технология проще, тем она надёжнее. В нашей нейрогарнитуре всего 8 каналов. А у других участников "Кибатлона" - 32 или даже 128 каналов. Но, несмотря на меньшее количество каналов, мы всё равно можем выступить на достойном уровне.

Мы, учёные и бизнес, не чувствуем, что отстаём. И если мы сейчас грамотно используем шанс и совместим свои технологии с вертикализаторами, экзоскелетами и прочим ассистивным оборудованием, то поможем большому количеству людей жить полноценной жизнью. Ведь российские изделия на порядок дешевле, они доступнее. Поэтому у нас и хороший экспортный потенциал.

- А сколько стоит ваша нейрогарнитура сейчас?

80 тысяч рублей. Да, пока это дорого. Но сейчас как раз работаем над тем, чтобы гарнитура обходилась в 25 тысяч рублей, что уже делает её более доступной для массового пользователя.

Как вы считаете, смогут ли нейротехнологии в будущем также помогать в восстановлении каких-либо мозговых функций?

Да, безусловно, мы работаем над тем, чтобы это стало возможным. Учёные готовы, большие институты готовы, следующий шаг за государством. В нашем проекте нейроинтерфейс - всего лишь одна из семи технологий. Уже было научно доказано, что комбинация нейроинтерфейсов с электрическим стимулятором мозга эффективно помогает больным с инсультом, нейротравмами, а также детям с аутизмом, с синдромом дефицита внимания и аффективными расстройствами (агрессия и прочее). Такие возможности мы также описали в рамках проекта "Нейронета" и эти технологии надо внедрять в массы.

- А когда рынок нейроинтерфейсов сможет стать действительно массовым?

За пять лет достичь этого уровня вполне реально. Два года нужно на саму разработку технологий и пару лет - на их апробирование, клинические испытания и регистрацию как медицинских изделий.

Нейротехнологии могут действительно помочь многим людям с ограниченными возможностями, а это 13 миллионов человек в России. Это большой рынок. И для нас также доступен массовый рынок в сфере игр и обучения. Как только мы выйдем на расшифровку микросостояний, возможно будет настроить более тонкое управление. И тут произойдёт взрывной рост.

Также мы работаем над тем, чтобы предоставить сторонним разработчикам возможность создавать для нейрогарнитуры свои программы, игры и так далее. Это простимулирует рынок программ на основе нейроинтерфейсов. За рубежом есть уже подобный успешный кейс. Компания NeuroSky выпускает одноканальную систему "мозг - компьютер", фиксирующую биоритмы. И они предоставляют её для разработчиков и партнёров, которые создали множество приложений на её основе - как развлекательных, так и образовательных. Такие программы стоят от 2 до 5 евро, а сама гарнитура - 15–16 тысяч рублей. Они построили на этом большую индустрию: компания продала за пять лет более миллиона подобных устройств.

Опыт 90-х годов показал, что, не ставя перед собой конкретных задач, не зная к чему стремиться, мы отдаем ситуацию на откуп стихийным силам. Не секрет, что первыми достигают своих целей те, кто заранее знает, чего хочет. Чтобы двигаться, нужна не только свобода, но и четкое знание направления. Исходя из этого, мы решили начать эксперимент: взяв различные стороны нашей жизни, попытаться сформулировать, к чему в каждой из них стоило бы стремиться, чего достичь. Вот несколько примеров наших размышлений.

Мировоззрение будущего

В будущем человек перестанет считать себя центром мироздания, на которого должен работать весь окружающий его мир. Он станет ощущать себя сознательной частью Универсума, состоящего из различных миров и многообразных форм жизни, уже познанных и тех, которые еще предстоит познать. Из потребителя и в обыденном и в самом широком смысле этого слова, он станет сознательным участником (а затем и сотрудником) единой жизни Макрокосма.

Фрукты и овощи заменяют лекарства!

Овощи, фрукты и ягоды служат основными поставщиками витаминов в организм человека.

Ананас

Очень ценное вещество бромелайн делает ананас незаменимым для питания людей, следящих за своим весом, так как помогает расщеплять жир.

Бананы

Обладают обволакивающим, сосудорасслабляющим и успокаивающим действием. Они полезны для пищеварения, предохраняют стенки желудка от вредного воздействия острой и соленой пищи. Из-за большого содержания сахара бананы не рекомендуются тем, кто страдает избыточным весом, но они необходимы в питании людей, имеющих проблемы с сердцем.

Древняя тайна Цветка Жизни - Тайна раскрывается

Некоторые из вас могут не признавать возможности общения с существами из других измерений, но именно это имело место в моей жизни. Я об этом не просил, это просто произошло. Как оказалось, я почти ежедневно, в течение ряда лет, имел связь на междименсиональных уровнях с этим человеком Тотом. Теперь, когда я понимаю это лучше, мне ясно, что мои личные отношения с Тотом на самом деле начались, когда я учился в колледже в Беркли.
Основной специализацией у меня была физика и второстепенной – математика, почти до самого получения диплома. До окончания мне оставалось доучиться всего одну четверть. И тут я решил, что я не хочу получать диплом физика, потому что я узнал о физиках нечто такое, что отвратило меня от желания заниматься наукой, которая, по моему мнению, вовсе не была наукой. Сейчас это меняется. Это всё само по себе уже составило бы книгу, но причина перемен связана с тем же самым, о чём я говорил относительно археологов. Физики, точно также, как и археологи, отвернутся от истины, если она означает слишком много перемен и - слишком быстро. Быть может, настоящая причина в том, что такова человеческая природа. Итак, я переключился на другую сторону своего мозга и избрал своей специализацией изящные искусства. Мои кураторы подумали, что у меня поехала крыша. «Ты собираешься отказаться от диплома физика?)» спрашивали они. Но мне он был не нужен, и я его не хотел. Теперь, выбрав основными предметами изящные искусства и историю, для получения диплома я должен был проучиться ещё два дополнительных года.
Смена основных предметов оказалась разумной, поскольку при изучении древних писаний обнаруживается, что по представлению древних, искусство, наука и религия взаимопроникаемы и взаимосвязаны. Так что, обучение, через которое я себя провёл, вполне соответствовало моим нынешним занятиям.